Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS Воскресенье, 24.06.2018, 15:36

Филиал №2
МБДОУ №52
г. Пензы

Меню сайта
Развивалка
  • Раскраски
  • Детские уроки
  • Играемся
  • Детские развивающие онлайн игры
  • Весёлые уроки
  • Теремок
  • Категории раздела
    Мои статьи [3]
    Консультации [6]
    Статистика
    Форма входа
    "Пенза 350"

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Мои статьи

    Мир под рукой: развитие тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у дошкольников.

    Руке посвящали стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках: «А ну-ка отгадайте, что это за десять братьев, на которых двух шуб хватает?» в пословицах: «Отбиться от рук», «Все дело в его руках», «Дать волю рукам», «Глаза боятся, а руки делают».
            Во всем этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека. Это доказано учеными. «Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»              (В.А. Сухомлинский).
            Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.
            Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Автор СУ-ДЖОК терапии ПАД-ЖЕВУ доказал, что на руке находятся биологически активные точки нашего организма.
            Опыт работы в специализированном детском саду подтверждает, что уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму.
            При подборе игровых упражнений следует использовать такие принципы:
    - игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;
    - постепенное усложнение выполнения пальчиковых фигур от простого до разыгрывания сценок, сказок, построения фигур с помощью кистей пальцев рук.
            Для развития мелкой моторики рук существуют уникальные тренажеры. Их назначение многоплановое и многоцелевое. Развивая мышцы рук, мы не только готовим руку ребенка к письму и рисованию, но и к самообслуживанию (застегиванию пуговиц, завязыванию шнурков), одновременно стимулируем речевую активность, а значит развиваем интеллектуальные способности ребенка.
            Чтобы пальцы были гибкими, мы с детьми рассказываем потешки: «Сорока-ворона кашу варила…» или «Этот палец - дедушка, этот палец - бабушка…», а можно рассказать целую сказку, например: «Колобок».

    Тонкие дифференцированные движения рук формируются и совершенствуются в работе с бумагой, тканью, пластилином, мозаикой. Полезны ежедневные упражнения для пальцев и кистей рук: сжимать руку в кулак и разжимать, показывать пальцы по одному. Такие занятия совершенствуют моторику рук, укрепляют мышцы пальцев и кистей, тонкие мелкие движения становятся более точными, быстрыми и ловкими.
             Виды пальчиковой гимнастики.
    1. Игры с резиночками, направленные на повышение упругости ручной мускулатуры.
    2. Игры с кубиками, веревочкой, шнурками, горохом, карандашом, обеспечивающие хорошую тренировку пальцев.
    3. Игры с разноцветными прищепками, стимулирующие созревание клеток коры головного мозга путем механического сдавливания подушек пальцев. Из прищепок также можно сделать какой-либо предмет (стол, стул и др.), что способствует развитию фантазии, воображения.
    4. Игры с разноцветными крышками от пластмассовых бутылок. Выкладывая из них красочные предметы, узоры, дети закрепляют знания о цветах, формах, развивают воображение.
    5. Игры со спичками (без головок), палочками, заключающиеся в выкладывании геометрических форм, цифр, букв, изображений предметов. Такой прием способствует формированию действий пальчиков с мелкими деталями, учит распределять предметы на листе бумаги в определенном порядке, развивает логическое мышление, фантазию.
    6. Конструирование с помощью пальцев разных предметов, объектов хорошо подходит для мобилизации внимания, вызывает у детей ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой.
    7. Конструирование и составление с помощью пальцев предложений, маленьких рассказов помогает обыграть, почувствовать зашифрованное слово, предлог и посредством жестов как бы оживить предложение.
               В процессе совместной деятельности речь детей активизируется, т.е. они проговаривают последовательность своей работы.
              Существует немало других материалов для работы.
    1. Бумага, бумажные полоски, которые можно сминать, сгибать, рвать на части. Этот способ увлекателен и доступен для детей среднего возраста. Ребенок не только узнаёт свойства различных видов бумаги, но и согласовывает свои действия и усилия, что положительно сказывается на развитии моторных функций руки.
    2. Бросовый материал (коробки и баночки разных размеров) словно приобретают вторую жизнь в детских руках, предоставляя широкий простор для творчества и конструирования.
    3. Тонкая медная проволока в пластмассовой изоляции применяется для развития пальчиковой моторики. Возможности этого материала неограниченны: его можно скручивать, сгибать, ломать, мять и распрямлять. Такие игры ведут детей к новым открытиям, фантазиям.
    4. Шариковая ручка используется в подготовительной к школе группе для чеканки. Этот вид ручной деятельности очень актуален, поскольку помогает научить ребенка соразмерять свои усилия, овладеть навыками легкого прикосновения карандаша к бумаге и скользить по ней.
    Еще одна важная форма работы - графические упражнения, к которым относятся «Веселые прописи», «Игры и занятия с клеточками». Они способствуют лучшей ориентации в условиях двухмерного пространства листа бумаги, готовят руку ребенка к обучению письму, развивают аккуратность, графические умения, глазомер.
              Особое внимание обращается на раскрашивание и штриховку рисунков, которые тренируют руку ребенка, помогают почувствовать границы фигуры.
              Создание игровой мотивации и сюрпризные моменты делают занятия более увлекательными, эмоциональными и способствуют развитию мышления, представлений, инициативы и творчества.
              Опыт работы показывает, что планомерная работа по развитию моторики рук в детском саду и семье способствует:
    - получению углубленных знаний о качестве и возможностях различных материалов;
    - закреплению положительных эмоций;
    - возникновению желания трудиться и овладевать особенностями мастерства;
    - развитию речи, воображения, фантазии, смекалки;
    - подготовке ребенка к последующему обучению в школе.
               У детей снижается утомляемость, повышается работоспособность, активизируются мыслительные, психические процессы. Дети становятся более открытыми, раскрепощенными, активными, добрыми и отзывчивыми, уверенными в своих силах и возможностях. У них повышается коммуникабельность, они учатся общаться, дружить, работать в коллективе.




    Категория: Мои статьи | Добавил: Joker (20.04.2011)
    Просмотров: 2230 | Рейтинг: 4.0/6
    Поиск
    Ссылки
  • Правительство Пензенской области
  • Администрация города Пензы
  • Министерство образования и науки Российской Федерации
  • Федеральный портал "Российское образование"
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам
  • Единая коллеция цифровых образовательных ресурсов
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
  • Управление образования
  • Мой город
  • МДОУ № 52 г. Пензы
  • Филиал №1 МДОУ № 52 г.Пензы
  • Филиал №3 МДОУ № 52 г.Пензы
  • Официальный Интернет-портал правовой информации
  • Сообщи о коррупции!


    Copyright MyCorp © 2018
    Создать бесплатный сайт с uCoz